Об инциденте с недопленными
Nov. 20th, 2022 10:51 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Некоторый шум наделал будто бы малозначительный, в свете общих событий, эпизод с неудачным пленением группы российских солдадитос.
Что ж, у меня нет никаких «Икс-файлов» по данному делу, видел только то, что в открытом доступе.
Сначала — видео от украинцев, где их группа (неизвестной численности), собирается принять с дюжину россиян в плен, те выходят, ложатся на землю, но в последний момент последний(?) российский солдат решает побыть героем и открывает огонь по украинцами. На этом мобила, видимо, отлетает, запись обрывается.
Ну а следующая часть — съемка с российского дрона, где видно, как лежат, уже предположительно неживые, те российские солдаты, которые как бы сдавались в плен, и под головами у некоторых лужи крови, что может намекать на расправу.
Что ж, сразу оговорюсь: во всём дерьме, что творится на этой войне — полная и исключительная вина России. И её же будет, в конечном итоге, ответственность. Тоже полная и исключительная.
Потому что, пожалуй, не было в истории Нового Времени агрессии настолько неспровоцированной, необоснованной и беспредельной. И Гитлер, и Сталин, и Саддам Хуссейн — всё-таки гораздо больше трудились над какими-то благообразными объяснениями своих проделок. Тут —Кремль не потрудился вовсе объяснить, какого хрена вообще понадобилось переть на соседнее государство и развязывать там безобразную бойню.
Ну и это уж не говоря про методы, которые использует в войне Российская Федерация, теперь нескрываемо, и которые сами по себе — нескончаемая череда военных преступлений и терактов.
Поэтому за то, что ракета от украинской С-300 упала на территории Польши — заплатит Россия. Причём, не только Польше за ущерб, но и Украине — за потраченную ракету. За все потраченные ракеты.
Поэтому за то, что происходят «бавовны» на терририи РФ, в Белгородской, Курской, Ростовской областях (и география расширяется) — заплатит Россия. Если, конечно, Украина признает, что это были её операции. В этом случае — Россия компенсирует Украине расходы на проведение таких операций.
Ну и если окажется, что у каких-то украинских солдадитос от пережитого ехала крыша и они начинали беспричинно расстреливать пленных россиян – Россия оплатит им таблетки и услуги мозгоправа. В смысле, украинцам оплатит. Ибо, опять же, именно Россия виновата в том, что они озверели.
Короче, Россия виновата кругом и перед всеми в данном конфликте, а перед нею — не виноват никто.
Это аксиома, это не подлежит обсуждению, а вой на пропагандонских российских болотах и грозное кудахтанье российской дипломатии из-под шконки — никому нахер не интересны.
Ну и, сделав эту оговорку, приходится сделать и следующую.
А именно — что произошла трагедия, как ни крути.
Да, это печально, когда впустую тратятся человеческие жизни, которые можно было бы, в ином случае, сохранить и употребить на какие-то полезные дела.
Разумеется, было бы лучше, если б эти российские солдадитос выжили и поработали бы на восстановление Украины или хотя бы пополнили обменный фонд.
И разумеется, намеренные и необоснованные расправы над пленными, которые уже не представляют угрозы, считаются моветоном.
Тем не менее, не будем отрицать, во все времена случались такие расправы даже в самых цивилизованных армиях. Бывало, и американцы, и англичане расстреливали пленных немцев, а уж в отнотшении япов — американским джи-ай командование с некоторых пор стало специально выдавать по ящику мороженого за каждого япа, доставленного живым. А то иначе — как-то не задавалось, с доставкой живыми.
Ну и тем более не будем отрицать, во все времена и во всех армиях начальство смотрело довольно снисходительно на подобные вещи. С некоторой досадой — но в целом снисходительно. Если, конечно, речь не шла о каких-то шокирующих, вопиющих эксцессах, а просто вот — взял и пристрелил.
В действительности, даже когда пленный уже спакован, уже гарантированно обезоружен — пленивший его солдат всё равно всегда может обосновать, почему застрелил.
«Да вот как-то дёрнулся он подозрительно, будто броситься на меня хотел — я на автомате и грохнул. Может, и показалось. Нервы ни к чёрту со всех этих дел».
И очень редко где и когда следствие отказывается верить своим бойцам в таких случаях.
Ей-богу, тут полицейских оправдывают, когда они в мирное время, скажем, нашпигуют пулями какого-нибудь негритёнка, в чьих руках им привиделся пистолет — что уж говорить о солдатах во фронтовых условиях?
Сдача в плен — ситуация напряжённая по определению. Никто до последнего не знает, то ли это честная капитуляция — то ли «военная хитрость» с целью выманить на себя и перебить.
В таких ситуациях порой бывает, что ветка под ногой у кого хрустнет, или осколок стекла — и понеслось крошилово из всех стволов. И, в общем-то, расследования в таких случаях могут и проводиться — но уж точно никто не будет за это осуждать своих солдат. Никто и не имеет права требовать их осуждения, хотя всем понятно, что брать в плен тёплыми — лучше, чем оставлять на земле холодными.
Но в этом же конкретном случае — там не ветка хрустнула. Там — реально один из пленных решил поиграть в Марата Казея и реально кого-то из украинцев зацепило (тут сведения противоречивые: то ли только один раненый, то ли двое раненых, один убитый).
В такой-то ситуации — естественно, у украинцев был карт-бланш на любые действия. И они запросто могут обосновать.
«Мы думали, это лохи, чмобики, даже жалко их было, а один — вон какой духовитый оказался. Сразу подумалось, что на самом деле это спецназ. И спецоперация. И поди знай, чего там у тех, кто как бы залёг. Ну как - «хаттабки» в рукавах? (это миниатюрная такая кустарная «бабашка», сварганенная из ВОГа с гранатным запалом). И я краем глаза заметил, что они вроде как зашевелились, задёргались. Да и просто думать некогда было».
Естественно, никто не осудит. Даже говорить не о чем.
Но допустим самый хреновый, самый нелестный для украинской стороны вариант. Что на них напал тот отмороженный герой, кого-то из них зацепил, сам был нейтрализован, и остаются с десяток по-честному сдающихся, как лежали на земле — так и лежат. А украинцы, уже чётко понимая, что от них-то угрозы не исходит, тем не менее хладнокровно расстреливают их «за компанию».
Да, это было бы нарушением конвенций.
Но тут ведь дело даже не в том, что пленители могли быть на эмоциях, когда только что один из этих «пленяемых» то ли ранил, то ли даже убил их товарища.
Дело в том, что на войне по-любому и со всей неизбежностью происходит много дерьма, не предусмотренного конвенциями. Поэтому, собственно, и считается паскудством начинать войны без совсем уж крайней необходимости.
И вот — помните фильм «А зори здесь тихие», финальный эпизод?
Где этот старшина, после потери всех девчонок, врывается в логово к немецким диверсантам, кого-то их них гасит, а троих оставшихся берёт в плен и приводит к своим.
Однако ж, немножко повернём обстоятельства.
Допустим, что хотя бы одна из девчонок — ранена, но жива. Её можно попытаться спасти, но придётся нести на себе.
И при этом — образуется пяток пленных. По фильму — трое, кажется, но допустим, что пять.
И что делать?
Приспособить их, чтоб они несли раненую девчонку?
Но это ведь не инвалидная команда — это диверсы.
Там каждый из них — волчара зубастый, а ты им практически заложницу даёшь.
Во всяком случае, чтобы тащить носилки — достаточно двоих. Ещё трое — лишние. За ними придётся следить, а этот старшина — и так уже двое суток не спал. Слишком большой риск.
Поэтому, скорее всего, лишних фрицев — он бы просто грохнул.
Но такие вещи, понятно, не любят показывать в исполнении протагонистов кинофильмов.
Проблема, однако, в том, что на реальной войне — трудно всегда оставаться безупречным протагонистом. Иногда — всем приходится делать такие вещи, о которых лучше не рассказывать детям и родителям.
Да, как относиться к поступку этого отчаянного Рэмбо, который обстрелял украинцев?
А тут — всегда двойные стандарты.
Если сочувствуешь его стороне — тогда он «бесстрашный герой». А если не сочувствуешь (ибо РФ-то в данном конфликте просто не может вызывать сочувствия у психически здоровых людей), тогда он - «оголтелый фанатик».
Однако ж, хоть в какой-то стране — вы представляете себе, чтобы в школьных учебниках было написано следующее: «И тогда он сделал вид, что сдаётся в плен, чтобы подпустить врагов поближе. А когда они подошли — подорвал их и себя самого последней гранатой… Тем самым он проявил подлость и вероломство, злоупотребив доверием, и покрыл своё имя несмываемым позором»?
Нет, такого — в учебнике точно не напишут. Если война оказалось вдруг «незнаменитой» (что не такое уж редкое явление в российской истории) - предпочтут просто забыть её героев. Предпочтут сосредоточиться на том, какое это было безумное и ужасное дело и как печальны все понесённые жертвы.
С чего бы вообще этот последний берсерк решился наехать на украинцев, когда раньше, очевидно, собирался сдаваться вместе со всеми?
Ла возможно, он сначала полагал, что там толпа врагов, а тут увидел, что группа на самом деле очень малочисленная. Ну и решил, что есть шанс. Хотя, конечно, это домыслы.
Подорвёт ли данный инцидент готовность российских солдадитос сдаваться в плен?
Разумеется, российская пропаганда очень бы на это рассчитывала.
Но любой мало-мальски вменяемый солдатёнок — понимает всё же, что сам факт задирания лапок кверху — ещё не является гарантией неприкосновенности его тушки и финалом всех его страданий.
Это его, всё же, задача — убедить пленителей в том, что он для них не опасен.
И он должен понимать, что наличием рядом беззаветного героя, готового биться до последней капли крови — это очень мило, конечно, но — существенно снижает шансы выкарабкаться живыми.
Да, это вполне способен понять даже очень средних умственных способностей российский житель, что когда вы с пацанами заявились на стрелку, а один из ваших вдруг начал шмалять по контрагентам — они вряд ли будут разбираться, кто там из вас отморозок, а кто пацифист. Поэтому предварительная нейтрализация отморозков (или «беззаветных героев») - это дело самих сдающихся.
no subject
Date: 2022-11-20 10:35 am (UTC)no subject
Date: 2022-11-20 12:31 pm (UTC)no subject
Date: 2022-11-20 04:15 pm (UTC)