Почему Глобальное Потепление неизбежно
Apr. 11th, 2025 01:09 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Помнится, год назад я открыл купальный сезон в Подмосковье десятого апреля.
То есть, понятно, что нырять из бани в прорубь можно и зимой (и не только по неким религиозным датам), но чтобы переплыть озеро кролем — желательно, чтобы вода освободилась ото льда.
Что ж, лёд с озёр сошёл и сейчас, март был тёплым.
Но вот на начало апреля — устойчиво лежит снег.
А год назад в эти дни было за двадцать тепла.
Но потом, правда, в начале прошлого мая — снег лёг примерно так же, как сейчас. И, увы, мы остались без вишен и слив.
Поэтому, пусть уж лучше будет снег в апреле, чем в мае.
Хотя загадывать, конечно, не приходится. Климатические процессы действительно идут довольно нетипичные, зачастую - ранее не виданные.
И при всяком аномальном похолодании — кто-то, конечно, ехидно вопрошает: «И это-то ваш Глобалворминг?»
Ну, вообще, да.
Говоря научным языком, «Раннее пробуждение Фрейи будоражит и Борея, и он преисполняется мстительности».
Говоря же проще, ранняя весна, докатываясь до северов, вызывает там кое-какие движения воздушных масс, а они по определению пока очень холодные, и, наваливаясь на юга, они действительно приносят резко контрастный мороз на фоне небывалого предшествующего тепла.
Но, понятно, что эти «качели» будут лишь до тех пор, пока в Арктике остаётся ледяная шапка.
А скоро не останется. Во всяком случае, надеюсь, черешни зацветут в моих таймырских садах ещё при моей жизни.
Ибо Глобальное Потепление — оно реально, неизбежно и неотвратимо.
Конечно, вокруг него по-прежнему ведутся ожесточённые споры, и больше всего в них умиляет — фиксация на «антропогенной» или «натуральной» его природе.
Я же сказал бы, что как раз это — совершенно пустые дискуссии.
Ну вот отбросим даже естественные факторы, влияющие на изменение климата. Все эти циклы Миланковича, из-за которых меняется степень инсоляции земных массивов в Северном полушарии. Все эти флюктуации солнечной активности. А до кучи — и, скажем, чёрных курильщиков в океанских глубинах, которые пока ещё мало изучены, но в теории могут влиять на подогрев воды и воздуха (в том числе — через высвобождение углекислоты из океана).
Отбросим и такие антропогенные факторы, как, скажем, выброс парниковых газов, будь то углекислота от сжигания ископаемого топлива или метан от пердежа будущей говядины.
Предположим, для простоты, что никаких этих факторов нет — а значит, и нет объективных предпосылок для изменений климата.
И что, это означает, что Глобального Потепления не будет?
Плохо вы знаете людей, коли так думаете!
Поэтому, позвольте вам кое-что рассказать про этих удивительных двуногих существ.
Итак, в стародавние времена, когда это двуногое существо называлось, предположительно, уже «хомо», но ещё точно не сапиенс (где-то его называли «гомо эректус», а где-то «питекантроп», и не будем вдаваться в такие частности), оно, судя по находкам, научилось использовать огонь для своих нужд.
Но здесь приходится использовать слово «вероятно» - поскольку нет свидетельств именно стабильного поддержания и применения огня питекантропами.
Скорее всего, что они могли — худо-бедно сохранять огонь, возникший по естественным причинам (удары молний, вулканическая активность). Ну и кушали жареных зверушек после лесных и степных пожаров — что, впрочем, делают и шимпанзе.
Конечно, это нельзя называть «приручением огня».
Но вот прошёл где-то миллион лет, и их потомки, гейдельбергские люди, ранние неандертальцы, и всякое подобное — уже определённо научились добывать огонь. Поскольку следы огня сопровождают их становища повсеместно.
А соответственно — и становища эти начали находить повсеместно.
Ибо огонь — позволял приспосабливать к человеческой жизни такие места, что ранее казались крайне недружелюбными.
Огонь — позволял делать их тёплыми и комфортными, а пищу — более приятной и калорийной (а экономия энергии на подогреве и переваривании — тоже немаловажно в предледниковьях).
Можно сказать, это была Первая Энергетическая Революция в истории человечества — хотя, конечно, причисление тех гейдельберцев или даже неандертальцев к «человечеству» может считаться некоторой натяжкой.
Потом — были и другие революции, резкие скачки в развитии, позволявшие выходить на новый качественный уровень.
Не только в энергетике.
Были и информационные революции. Письменность — печатный пресс — электронная обработка оцифрованных данных.
Были революции материалов. Медь... бронза... известковый раствор для каменной кладки... ковка железной крицы, закалка и сварка науглероженных пластин... бетон на основе вулканической пуццоланы... плавление чугуна... высокотемпературный цемент... плавление и легирование стали… пластик и композиты… графен.
Возможно, и некоторая натяжка — рассматривать такие «прорывы» в отдельности, поскольку в реальности они «подкрепляли» друг друга и служили друг другу предпосылками.
Скажем, идея печатного пресса с разборными литерами могла бы быть очевидной и в античности, но практическое значение получила с распространением бумаги: на папирусе или пергамене особо много не напечатаешь.
Но если всё же выделять конкретно энергетические революции — то, пожалуй, так.
Значит, приручение огня как таковое — когда человек научился добывать его по собственной инициативе и сжигать природные материалы, чтоб обеспечивать себя теплом и энергией.
Потом — приручение тягловых животных (которые, бедняжки, до этого даже понятия не имели, что они тягловые). Это — резко повысило энерговооружённость нарождающейся Цивилизации, резко улучшило как логистические, так и агрикультурные возможности.
В разное время в разных культурах, но с одним общим «вектором» - приспособление сил воды и ветра для совершения механической работы на всякого рода мельницах и лесопилках.
Резкий прорыв — создание тепловых машин, способных переводить энергию химических связей топлива в работу. Это — уже Индустриальная Революция.
То есть, понятно, что первый прообраз паровой машины (даже — паровой турбины) приписывается александрийцу Герону, в первом веке, но вот для обретения ею сколько-нибудь практического вида должны были произойти кое-какие прорывы в металлургии, поэтому пришлось подождать до восемнадцатого столетия.
Ну а уж с Индустриальной Революцией да расцветом капитализма, когда человечество убедилось, какие ништяки да кайфы способны приносить научные новшества — пошло-поехало.
С тех пор люди уже целенаправленно ищут всё новые источники энергии, и наша энерговооружённость повышается постоянно.
И вот каков именно будет следующий прорыв в энергетике — сказать, конечно, трудно.
Постоянно мелькают сообщения о том, что будто бы наконец-то добились положительного выхода в термоядерных реакторах — но всякий раз новости оказываются излишне оптимистическими. Обнаруживаются причины, по которым пока ещё рано начинать программу «токамак в каждый дом».
Тем не менее очевидно, что чем дальше — тем дешевле нам будет обходиться энергия, тем больше мы её будем добывать, и какие-то прорывы в этом направлении — просто неизбежны.
В самом смелом представлении, в самом, пожалуй, «абсолютном» - мы рано или поздно научимся убеждать (лазером и добрым словом) часть протонов в топливном веществе сменить полярный знак и, соответственно, аннигилироваться об своих соседей с просто чудовищным выделением тепла.
Если же мы не угробим себя сразу оружием, созданным на этих новых физических принципах — то получим практически «абсолютный» реактор, способный производить огромную энергию из любого вещества.
И что мы с ним сделаем?
Естественно, мы с ним сделаем то же, что наши дальние предки делали с впервые добытым огнём: будем использовать эту энергию для своего комфорта. В частности — для обогрева своих пещерок.
Но только с такими энергиями — мы сможем греть уже не отдельно взятые помещения, даже не города под куполом — а местности целиком.
И, положа руку на сердце, на этой планете, разумеется, много есть местностей, прямо-таки напрашивающихся на обогрев.
Огромные ледяные пустыни Канады и Сибири. Гренландия (Привет Трампу). Антарктида.
И когда в нашем распоряжении окажутся такие источники энергии — разумеется, очень скоро не останется на этой планете никаких, нахрен, ледяных полярных шапок (как их и не было большую часть истории жизни здесь).
И каждый колонист на той же Антарктиде — конечно, будет стремиться обустроить свой участочек поуютней, чтоб там веял тёплый ветерок, чтоб можно было загорать в шезлонге на земле Королевы Мод.
Более того, и ныне жаркие, тропические области — мы тоже будем активно преображать.
Когда они слишком жаркие — мы будем их охлаждать.
Но при этом, понятное дело, любая холодильная машина, где-то давая прохладу — наружу выбрасывает тепло, и планетарная сумма того тепла будет расти, со всею неизбежностью.
Далее, при дешёвой и обильной энергии — мы, разумеется, не дадим Сахаре и дальше чахнуть в своей скудной унылости.
Мы бросим в её глубины трубопроводы с опресняемой водой из окрестных морей, и будут там яблони цвести (вероятно, существенно раньше, чем на Марсе).
Но при этом, понятное дело, резко вырастет испаряемость с пустынных поверхностей (а водяной пар — это самый мощный парниковый газ из возможных), климат на планете сделается ещё более тёплым и влажным.
И — кто этому сумеет помешать?
Импотентное ООН?
Грета Тунберг?
Вся нынешняя «борьба с Глобалвормингом» - не более чем дань моде по имитации «бурной полезной деятельности» теми, кто имеет более чем серьёзные основания сомневаться в своей полезности. И вся эта игра нынче возможна лишь потому, что на самом деле ставки в ней невысоки.
Но когда появятся реальные возможности озеленить Антарктиду да оросить Сахару — прогресс просто сметёт нахрен любую унылую сволочь, которая осмелится встать на пути.
В случае надобности — закидает бластерными бомбами (с аннигиляционной начинкой).
Никакого эффективного противодействия этому – не будет и в принципе быть не может. Поскольку Глобальное Потепление — естественно, соответствует коренным интересам человечества, а потому обязательно будет реализовано, едва только появятся действенные методы к тому.
А они — появятся.
Несмотря на все эти смешные ретроградне призывы к «скромности» и сокращению энергопотребления.
Нет, так — прогресс не работает.
Наш прогресс — это рост выработки и потребления энергии ради нашего комфорта.
И на фоне медленного неуклонного роста — происходят и «революционные» прорывы, резкие скачки.
И чем дальше, чем более целенаправленно человечество ищет новые источники энергии — тем меньше интервалы между этими скачками.
Поэтому предсказать в точности, что именно станет следующим прорывом — конечно, сложно, но что он будет — это к гадалке не ходи.
И, естественно, никакие препоны со стороны той или иной паразитарной бюрократии — ничего не смогут ни замедлить, ни «обуздать».
И это хорошо.
А в конце концов, даже если мы угробим эту планету оружием на новых энергетических принципах — нам понадобятся серьёзные источники энергии на борту эвакуационного пепелаца, на котором мы полетим бороздить просторы вселенной, чтобы учить прочие расы нашей мудрости и благости.
Это всё фантастика.
Date: 2025-04-11 02:41 pm (UTC)