Медицина и Стругацкие
Jan. 18th, 2026 07:09 pmВступив недавно в рощу клуб полувековых дубов, зависал намедни в компании таких же старпёров, а именно, своих одноклассничков.
Ну, так получилось, что довольно спонтанно решили встретиться — те из нас, кто ещё помнил себя: кто мы, откуда мы… зачем мы.
С одной стороны, конечно, рад был повидаться, с другой — немножко удручающее впечатление, когда седеющие пацаны и девчонки заняты преимущественно обсуждением своих болячек и походов по клиникам.
При этом за себя — я даже не знаю, насколько сам здоров.
Да, сейчас я могу больше раз, чем в семнадцать лет, выжать одной рукой сорокакилограммовую гирю. Но от пробежки в пять километров — тогда у меня пульс почти не повышался, а сейчас — повышается аж до восьмидесяти, и давление взлетает к 130. Но, опять же, тогда я весил где-то восемьдесят кило, сейчас — стабильно шесть пудов.
И вроде, так-то самочувствие норм, и тесты ничего плохого не показывают, но — хрен его знает, какие там могут быть в сосудиках скрытые проблемы? Ну как в головушке аневризма какая зреет, да прорвётся в самый неподходящий момент, к вящему моему конфузу?
Впрочем, если б мне в семнадцать лет сказали, что доживу до пятидесяти — я бы счёл дурной шуткой. Тогда — был уверен, что сунут ножик в печёнку где-нибудь в драке до двадцати. Потом — не сомневался, что подстрелят до тридцатника. Потом — уж точно подорвут машину до сорокета. А вот — почему-то нет. И всего-то четыре огнестрела за всё время — и все нелетальные.
Ну и сейчас, значит, обсуждаем с одноклассничками их бляшки-мушки.
Общий консенсус: медицина нихера не знает, нихера не умеет, а только понты колотит… ну и бабки стрясает...
На самом деле, я бы не был столь категоричен и «уничижителен» в адрес современной медицины.
Нет, в том, что касается исправления каких-то кризисных(!) повреждений, вроде травм, ранений, инфекций — она очень даже продвинулась и реально творит чудеса.
Скоро, наверное, и голову отчекрыженную научатся пришивать, пока мозг не протух.
Но вот что касается всякой возрастной хрони — да, здесь медицина неизбежно сталкивается с некоторыми трудностями и вынуждена давать весьма противоречивые рекомендации, которые меняются порой диаметрально с течением времени.
То есть, что полезно больше гулять и меньше жрать — эта-то рекомендация не меняется, наверное, последние тысяч пять лет, а скорее — бытовала уже у кроманьонцев (хотя они-то — по своему лайфстайлу и так не могли не гулять и не могли чрезмерно обжираться).
Но в остальном — да трудно и самой продвинутой медицине лечить болячки, которые чел себе годами «нажирал» и «насиживал».
Тут в принципе не может быть никакой чудодейственной таблеточки или процедурочки, которые бы разом устраняли эти нажранные и насиженные последствия.
И понятно, что организм — штука тонкая и сложная, а любое упрощенчество — ведёт к заблуждениям, которые сменяют одно другое.
«Все беды — от мяса, даёшь вегетарианство! Нет, не всякое мясо вредно, а только вот жирное! Даёшь избавление от вредного холестерола низкой плотности, даёшь больше красного мяса с хорошим холестеролом высокой плотности! Нет, и низкой плотности холестерол — бывает необходим, да здравствует сало, а главный враг — это углеводы! От них всё ожирение и диабет. Даёшь кето-диету. Можно есть мясо, сколько пожелаешь, и всё пучком… упс, что-то почки барахлить стали...»
Ну, примерно так это было в последний век, эти рекомендации по здоровому питанию.
И теперь-то понятно, что если лишить организм жиров — он будет бросаться на углеводы и жрать их, как не в себя. Отчего — действительно, эпидемия юношеского диабета по всей планете (в тех местах, куда доходят печеньки).
Но если начисто убрать углеводы и делать упор на одно лишь мясо, с этими кето- и карнивор-диетами — ну, поначалу, наверное, неплохо, но в долгой гонке — сказывается повышенная нагрузка на почки.
И понятно, что кроманьонцы питались преимущественно мясом — но вот, ради справедливости, они не то чтобы очень долго жили.
Ну и что касается не только питания, но и всякого рода лекарств от хронических хворей — да всё по-прежнему довольно-таки… «экспериментальненько».
Даже если отбросить те или иные злоупотребления фарм-корпораций ради продвижения своей продукции на рынок (а в таких злоупотреблениях — да все ведущие фирмы бывали уличены, и это тоже неизбежно), даже если предположить честнейшие, ни в коем случае не ангажированные исследования — то их просто трудно проводить, когда речь идёт именно о хронических хворях.
То есть, когда речь идёт о лечении травмы или инфекции — там довольно просто оценить результат. Дали один порошок — клиент выжил и поправился, дали другой — клиент крякнул. Значит, первый порошок — рулит.
Но когда это долгоиграющая хрень, проистекающая от возраста и лайфстайла — как ты обеспечишь чистоту эксперимента, как ты исключишь иные немаловажные факторы?
Будешь запирать пациентов в подвале и сажать на цепь, чтоб не сожрали чего лишнего?
Ну так они от огорчения, от стресса, от лишнего кортизола будут у тебя пухнуть и дохнуть почище, чем от своих болячек.
А отпустишь на вольные хлеба — так он, шельмец, будет бухать, как не в себя, и обжираться до усёру, а потом скажет, что лекарство твоё не подействовало.
Ну и в принципе, когда речь о хронических болячках — очень трудно оценивать эффективность терапий.
И тут, при всей осведомлённости нынешней науки, приходится всё же тыкаться во тьме.
Мне пришло на ум сравнение — с одной повестью Стругацких.
А именно - «Попытка к бегству».
Замечу, неплохая, в общем-то, повесть.
Она — из как бы «ранне-среднего» их периода, из цикла про Полдень 22-го века, но при этом — там нет ни чрезмерно восторженного щенячьего «шестидесятнического» оптимизма, ни утомительной болтовни с претензией на философичность (чем, на мой вкус, грешат всё же некоторые иные вещицы братьев той поры).
И вот там высокоразвитые земляне, на туристической прогулке, в общем-то, натыкаются на планету, где обитают тоже гуманоиды, очень похожие на землян, но по своему развитию — где-то так бронзового века.
И при этом у них на планете, очевидно, древняя и развитая цивилизация «странников» в своё время устроила портал по перемещению машин. Из одной воронки они появляются, проезжают пару километров по дороге — в другой воронке исчезают.
Хрен его знает, зачем это было нужно «странникам», но вот местные «дикари», пытаясь постичь суть этих машин, порываются с ними всячески экспериментировать.
Используют для этого каторжан. Выталкивают на дорогу перед машиной, и если та остановится, а не размажет по дороге,— то вот пытаются как-то «приручить» её, суя пальцы во все дырки, дёргая за все рычаги, наугад, и фиксируют результаты.
И, сдаётся мне, современная медицина (даже современная!) - пока что изучает телесную механику примерно так же.
То есть, понятно, что есть уже накопленная неслабая теоретическая база, позволяющая предполагать, как там воздействуют на организм те или иные вещества и процедуры, но в целом — всё же «сование пальцев в дырки и дёрганье рычагов».
И понятно, что с некоторой регулярностью выводятся открытия того рода, что «вовсе не в те дырки совали пальцы, вовсе не за те рычаги дёргали».
Но при этом, конечно, нельзя назвать медицину «беспомощной». Повторю: в том, что касается каких-то экстренных, катастрофических воздействий на организм, вроде травм и инфекций, она справляется очень хорошо и всё совершенствуется.
Да и что касается хрони — ну, блин, она не научилась, конечно, покамест, дарить бессмертие (поскольку и природа не планировала гомосапа как бессмертное существо — для этого ему нужно стать вампиром, и тут даже гематоген не будет полноценным эрзацем), но жизнь продлевает так или иначе, так, что те, кто раньше крякал от инсульта в шестьдесят, теперь доживает до альцгеймера в девяносто.
Но вот что медицина покамест не может абсолютно починить устаревший организм — в этом, на самом деле, есть и плюсы.
Ну вот тот же Путин недавно восторгался в Китае, мол, с этой новейшей пересадкой органов — уже и «в семьдесят — как младенец».
И тут только остаётся усмехнуться злорадно: «Ага, хер тебе на рыло, козлина! Органы, возможно, ты и заменишь (хотя китайцы пока не владеют автодонорством, а с приживанием чужих, каких-нибудь уйгурских — тот ещё геморрой), но вот выстилку сосудиков — тебе никто не обновит. А без этого — попробуй пооттягивать свой конец, гандон!»
Так что, во всём есть свои радостные стороны, и в несовершенстве медицины — тоже.