Самая перспективная секта
Dec. 23rd, 2024 07:49 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Вспомнилась одна не столь давняя беседа с Лёшкой Зиминым.
Он тогда сказал: «Конечно, нам ещё далеко до того, чтобы инсталлировать брейн-сейв в клон-тушку, но...»
Да, здесь, возможно, требуется некоторое пояснение по терминологии.
В своё время Лёшка, как и многие рефлексирующие юноши, покамест не дозревшие до истинно интеллектуальных дел, вроде шпионажа или биржевой игры, увлекался сочинительством. У него был цикл рассказиков и повестушек под общим игривым названием «Жёлтый мёд мозгов», где он наваял свою модель светлого будущего человечества.
Одной из ключевых фишек там было достижение фактического бессмертия, когда личное сознание, со всеми воспоминаниями, переживаниями и прочей интимной требухой, в любой момент можно было скопировать на электронный носитель, сделать «брейн-сейв», чтобы потом, в случае нужды, установить его на запасную «клон-тушку», точную биологическую копию предыдущего тела.
Не сказать, конечно, будто бы ничего подобного не бывало в фантастике никогда ранее (да бывало десятки раз и на разные лады), но Лёшка и не претендовал на «первопроходство». Его больше занимала этическая сторона человеческих отношений в таком мире, где убийство сделалось чем-то средним между мелким хулиганством и невинным дружеским розыгрышем.
Честно, хотя литературная техника его тогда была немного «недооперённая», «взъерошенная», но меня порядком позабавила его писанина. Уж точно — радостнее тех бесконечно унылых картин светлого будущего из советской фантастики, где все сделались такими высоко моральными, сознательными и доброжелательными, что хоть святых выноси (а то застесняются своей недостаточной святости, устаревшей и несовершенной), и где - «жизнь похожа на фруктовый кефир», а вернее бы сказать — на алмагель в мире трезвенников-язвенников.
Да ну к чёрту благолепные и безмудые мечтания о «земном рае»!
Мы — конкурентный вид, и соперничество для нашего развития значит не меньше, чем сотрудничество. Борьба естественна для нас, мы получаем от неё удовольствие, а это означает, что время от времени кто-то кого-то нет-нет да и замочит, и — бессмысленно да и безблагодатно грезить оскоплением нашей природы.
Но, разумеется, гибель близких — это печально, поэтому вот Лёшка, добрая душа, изобрёл такой мир, где мы, отдав концы, не умираем насовсем, а лишь на те часы, что требуются для разморозки запасной клон-тушки и закачки в неё брейн-сейва. А потому и в случае прямого попадания из гранатомёта в голову — максимум, что можно потерять, - не считая, конечно, шляпы - так это те полдня или около того, что прошли с последнего «сейва».
В целом, довольно весёленький получился мирок, очень позитивный.
И вот теперь он говорит: «Конечно, нам ещё далеко до того, чтобы инсталлировать брейн-сейв в клон-тушку, но, - поднимает палец, - мы можем чертовски убедительно это имитировать!»
«Поясни», - говорю.
Поясняет: «АИ. Глупо отрицать, что он неплохо шагнул вперёд».
Распространяет свою мысль:
«Вот представь, что создаётся бот, который как бы приклеивается к человеку и отслеживает всю его активность в любых её «цифровых» проявлениях. Все его посты в соцсетях, все запросы в Инете, все просмотры видео. Ещё того лучше — слушает все его телефонные разговоры. Совсем хорошо — имеет доступ к видеокамерам в его обиталище. И теперь вопрос: через сколько недель этот бот научится имитировать личность этого парня? Сдаётся мне, он довольно убедительно овладеет его речевой манерой, будет знать его пристрастия и предпочтения, будет узнавать знакомых — и зачастую рассказывать им такие вещи, которые мог знать только он».
Продолжает (хотя в целом его идея понятна):
«А теперь представим, что кто-то, некая таинственная… «команда добра» провозглашает, что уже научилась делать «брейн-сейв», сохранять сознание человека путём энцефалограммы, томограммы, или чего там ещё, и осталось дело за малым — научиться вставлять то сознание обратно в живую тушку. А для этого, вероятно, надо научиться клонировать тушку, — но тут-то уже на самом деле достигнуты кое-какие реальные результаты».
«И ведь скептикам — можно предъявить довольно убедительные доказательства, предложив пообщаться с кем-то почившим, кого они знали. Пусть через комп — но без медиума и блюдечка. Вот, мол, его личность, или «душа», если угодно, уже спасена в цифровом виде — уже практически обрела бессмертие. Ещё чуть-чуть — и вернётся в этот мир во плоти».
«Согласись, Тёмыч, с нынешними возможностями нейросетей — демонстрация может быть впечатляющая. Такая, что сработает не только на каких-то пастухов, жмущихся по пещерам от грома небесного, но и на людей вполне научного склада, которые если во что и веруют — так в прогресс».
«А теперь представь, - говорит, - какие открываются здесь возможности для вербовки агентов и обеспечения их лояльности. Да, и в прежние времена бывали ребята, умеющие пудрить мозги простакам и делать из них фанатиков. Но тут ключевые слова: «простаки» и «фанатики». Да, зилот может быть очень самоотверженным, очень несгибаемым — но всё-таки это больше машина или животное, нежели человек разумный. А у кого есть ум — предпочитает и быть себе на уме, не больно-то падок на душеспасительные разводки».
«Но вот если ему будут предъявлены веские доказательства(!) того, что он фактически обрёл бессмертие и не пропадёт, покуда верен этим ребятам — может получиться куда как ценный агент. Разумный, хладнокровный, не боящийся ни смерти, ни какого-то физического дискомфорта — когда убеждён, что в крайнем случае может просто покончить с собой и вернуться. И своеобразие нашего времени — что появляется реальная возможность сотворять такие «доказательства», в виде «эмулированного альтерэго».
Говорю: «Даже если год плотно «присосаться» к человеку — это не даст ключика к каким-нибудь детским воспоминаниям, соответственно, его легко выкупят те, кто действительно хорошо его знает».
Лёшка разводит руками: «Нет, ну конечно, презентацию того «альтерэго» придётся проводить с оговорками того рода, что «Перенос сознания совсем без потерь пока не возможен… частичная амнезия… тут помню, тут не помню»… Но ты не учитываешь, что этот бот — может намеренно выуживать из чела информацию, общаясь с ним и разводя на те же «сокровенные детские воспоминания». Сам же знаешь, как охотно люди болтают перед незнакомцами в купе поезда или в Интернете, где «завтра разойдёмся — и никто ничего не вспомнит».
Посмеиваюсь: «Ты намерен навербовать армию суперагентов из тех, кто болтает по пьяни в купе поезда, не поминая уж Инет?»
Лёшка пожимает плечами: «Ну, это процентов девяносто пять человечества. Впрочем, я-то — не собираюсь заниматься такими вещами. Но вот просто, чует моё сердце, нужно быть готовыми, что кто-то иной — может и заняться. И это будет не какая-нибудь там очередная «эсхатологическая» тусовка из недотёп, которые только и годятся, что разводить их на бабло и хаты. Тут — может быть реально такое… «мотивированное» братство. Реально — это может быть новое слово в сектантстве. Самая перспективная секта, если угодно».
Мне же подумалось, что наиболее благодатная почва для вербовки в подобные секты — может оказаться в тех сообществах, что наиболее маниакально пекутся о своей «информационной безопасности». То бишь, норовят окуклиться от окружающего мира, максимально оградив своё население от контактов с ним.
Но слухи-то всё равно будут просачиваться, что «Там» (вот в этом запретном, недосягаемом и сиятельном «Там») — чуда чудные, дива дивные, и при этом затруднительно проверить доподлинно и всесторонне, что именно там такого дивного. Ну и вот именно такая обстановка будет располагать к тому, чтобы верить во что угодно. В том числе — в то, что «Там» уж давно и тушки клонируют, и «мозги пересаживают» через флешку.