Артём Ферье ([personal profile] artyom_ferrier) wrote2025-04-12 09:37 pm

День Космоса и заговоры

 

Нынче — один из немногих праздников, которые на самом деле стоят того, чтобы праздновать. Двенадцатое апреля, день, когда Гагарин сказал «Поехали!» - или, как злословит один мой приятель, «День, когда Королёв сказал: «Хватит уже рисковать собачками!»

Не, ну если серьёзно — конечно, это было эпохальное событие.

В этой связи состоялся разговор с кое-какими юными друзьями — и всплыла, конечно, тема «лунного заговора».

Нет, ну сами-то они — не «конспироложцы».

С конспироложцами — мне разговаривать и не о чем, и неинтересно, поскольку я им не шринк и не нанимался лечить их комплексы да мании.

А в основе любой досужей конспирологии — лежит именно мания величия, старающаяся прикрыть собою комплекс неполноценности.

То есть, когда, скажем, король подозревает, что против него плетётся заговор — это не «досужая конспирология», это вполне резонные опасения.

Но когда обыватель считает, будто бы сильные мира сего ночей не спят, а всё думают, как бы его охмурить, как бы запудрить ему мозги — ему просто приятно, утешительно так считать. Ибо в глубине души он понимает, что на самом деле — всем похрен, что он там себе думает, во что верит: это по-любому ни на что не влияет, это никак не изменит его поведения.

Ну а конкретно «антикосмическая конспирология», будь то «лунный заговор» или, в крайней форме, «плоскоземельство» - скорее всего, указывает на то, что перед вами натуральный чмошник и лузер. Он осознаёт, что за ним самим нет успехов, которыми можно было бы похвастаться — поэтому ему комфортно веровать в то, будто бы и ни у кого их нет, а кругом есть лишь сплошное надувалово.

Правда, плоскоземельство — иногда ещё может быть своего рода психологическим тренингом по имитации детского упрямства, когда человеку просто хочется отдохнуть от «взрослой» логики.

Один друг говорит, что лучший способ обломить плоскоземельца — начать ему доказывать, что Земля не только плоская, но ещё и квадратная. Когда же он бросится опровергать — неизбежно задействует некие «школьные» факты, что позволит его уличить в «латентном шароёбстве».

Но я бы сказал, что это в любом случае сомнительное развлечение — трёп с конспироложцами.

Однако, мои давешние собеседники — естественно, не считали себя «умнее Брежнева» (что, в отличие от него, не ведутся на американский «лунный блеф»), но просто выражали закономерное, в общем-то, недоумение от того, что тогда, в семидесятые, сумели отправить людей на Луну аж шесть раз (да, не все конспироложцы в курсе, что речь идёт именно о шести экспедициях, а не одной «съёмке неправильно дрожащего флага в павильоне Голливуде») - и с тех пор никто так и не повторил ничего подобного.

Между тем как — тоже стандартное замечание: «Новый Свет уже бурно осваивался европейцами через полвека после его открытия».

Ну что тут сказать?

Да тоже — ответ вполне стандартный.

Во-первых, это неверно, будто бы Новый Свет стал бурно осваиваться в первые же десятилетия после его открытия европейцами.

Если отбросить крайне сомнительные гипотезы о ранних римских или даже пунийских мореплавателях «на Юкатанщине» - то уж существование колонии Винланд сейчас считается абсолютно доказанным фактом (а викинги — это тоже европейцы, хотя и не всегда причёсанные).

И это был одиннадцатый век.

Тем не менее эта колония довольно быстро загнулась, заглохла, бесславно и бесследно.

Но в том-то и дело, что «бесследно» для прочих европейских наций, которые не знали об этой земле, а потому и не рвались туда?

Хорошо, допустим, именно про Винланд на Лабрадоре другие европейские нации не знали (да и норвежцы вскоре сами позабывали).

Но колония в Гренландии — была всем прекрасно известна. И просуществовала гораздо дольше.

Однако ж, всё равно, как загнулась в начале пятнадцатого века, - так только через два века датчане соблаговолили снова обратить внимание на этот остров (и не то, чтобы очень пристальное внимание).

Что ж, с одной стороны, вероятно, похолодание, и пришествие инуитов (которые, как не смешно, оказались более приспособленными и боевитыми, чем европейцы-викинги), но главная причина упадка Гренландии — проще и банальнее.

Основной доход, главная важность той колонии — коренилась в добыче моржового бивня.

А тут, как раз к пятнадцатому веку, на европейские рынки хлынула слоновая кость из Африки. И Гренландия — сделалась просто «нерентабельной».

Между тем, и освоение Африки европейцами — тоже происходило с очень большим «скрипом».

Уж про этот-то континент — они, естественно, знали с доисторических времён.

Но вот толком колонизировать его — взялись уже в девятнадцатом веке, а до того — имели в лучшем случаи какие-то фактории на берегу для торговли с местными и поддержания торговых маршрутов в Индию.

И про Австралию было прекрасно известно с семнадцатого века — но британцы взялись за неё всерьёз только в девятнадцатом (когда Штаты откололись, а каторжников куда-то девать надо).

Да и собственно Америка, Новый Свет — изначально никому нафиг не нужна была именно как «Новый Свет».

Нужен был — путь в дивную Азию, манящую своими богатствами. Именно его и искали. А что на том пути оказалась ещё какая-то Америка — это бы сочли не более, чем досадной помехой, если бы не одно обстоятельство.

А именно: Колумбу посчастливилось в первый же свой вояж ткнуться чуть ли не в единственный антильский остров, Гаити (Эспаньолу), где в заметных количествах водилось золото.

И вот это — показалось испанским монархам действительно интересным.

Это — и способствовало последующим экспедициям.

Которые в скором времени открыли, что драгметаллы водятся также и на континентах, к северу и к югу от Карибов — ну и вот тогда-то пошло-поехало.

Испанцы стали туда перебираться, чтобы тырить драгметаллы у индейцев, а прочие европейцы — чтобы грабить испанцев, и закрутилась веселуха, под музычку Ганса Циммера.

И, конечно, это дало огромный толчок развитию океанского мореплавания как такового, такой, что через каких-то полтораста лет — уже всякие Мэйфлауэры могли перевозить и просто каких-то квакеров в поисках землицы.

А так бы — да хрен знает, когда бы сподобились европейцы заняться освоением Америк.

Амбиции амбициями, и любознательность любознательностью, но когда речь идёт о крайне затратных мероприятиях — желательно всё-таки какое-то «коммерческое обоснование».

И, скажем, у китайцев в своё время — с таким обоснованием возникли проблемы.

Экспедиции Чжэн Хэ вокруг всего Индийского океана — это почти на век раньше Колумба. И там были такие джонки, что каравелла Санта-Мария могла бы работать на них шлюпкой.

Но вот они посетили дальние страны, привезли всякого рода жирафов для монаршьего зверинца, а новый император сказал: «Это всё очень мило, конечно, но — в чём прикол? Давайте-ка не будем разбазаривать такие ресурсы на всякую бесполезную фигню».

И — свернули судостроительные программы практически полностью.

Что же касается более близких наших дел, полётов на Луну — ну, первые те экспедиции (американские «людные» и советские «луноходные») действительно осуществлялись ради научного любопытства и державных амбиций, ради понта.

Но хотя говорят «понт дороже денег» - всё относительно.

Может, если б на той Луне обнаружились залежи… не знаю, не золота, не платины — но вот осмия, скажем, или прямо уж алмазов с кулак размером, то, наверное, ринулись бы её осваивать.

А так-то — ради чего?

Риголит — столько не стоит.

Правда, постепенно, по мере того, как дешевеют в целом космические полёты (благодаря Илонушке нашему) — конечно, возникают мысли о возвращении на Луну.

Но так, чтобы это уже было оправданно не только с «пиаровских», но с каких-то более практических позиций.

Хотя бы — с военных.

Да, ракетная база в таком месте, куда не долетит дрон, собранный на коленке какими-то воинственными школьниками — это может быть интересно в современном мире (где в любое место на Земле уже, в общем-то, прилетают дроны, собираемые на коленках школьниками).

Чтобы поразить базу на Луне — нужны всё-таки уже «недетские» ручонки и ресурсы.

Но что касается добычи каких-то полезных ништяков — пока не просматривается ничего действительно привлекательного ни на Луне, ни на Марсе (а Луна могла бы служить «аэродромом подскока» для колонизации Солнечной системы).

И уж точно ничего такого — чтобы позарез требовало личного присутствия там человеческой тушки.

Поэтому в том, что свернули лунные экспедиции — ровным счётом ничего удивительного нет. Да и обидного тоже.

Вот что всё-таки немножко обидно — что оборвали «венерические» программы.

Причём, на самом интересном месте. Когда там советские зонды нафоткали что-то такое, что некоторыми энтузиастами даже рассматривается как «формы жизни».

Но тогда, в восьмидесятые, это было очень сложной затеей — протащить на Венеру фотокамеру, которая бы там чего-то нащёлкала, да проявила, да радиосигнал обратно отослала.

Сейчас — это, казалось бы, говно вопрос, наснимать там видосиков в HD и скинуть на спутник.

Но вот как раз когда стала появляться цифровая видеозапись да с компактных приборов — тут-то полёты на Венеру и прекратили.

Думается, если уж неймётся строить конспирологические теории — то как раз вокруг Венеры. Что на самом деле там обнаружили райские уголки под правительственные дачи — и сами, гады, пользуются, а от народа засекретили, да прикрылись байками, мол, там жуткая жара под сернокислыми тучами.

Впрочем, и насчёт колонизации Луны — у меня была идея, как это сделать коммерчески выгодным.

Залудить там ледовый дворец, где бы крутить двадцатикратные аксели, штопором до купола.

Ведь истинный двигатель нашего прогресса, в действительности — тяга к роскоши, а вовсе не нужда.

В своё время — не было никакой настоятельной нужды у европейцев ни в сиамских пряностях, ни в китайском шёлке. Уж точно — не вопрос выживания.

Но — именно погоня за роскошью вкупе с жаждой наживы проложила путь в Новый Свет (где так удачно подвернулось золото).

 

 


Post a comment in response:

If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting