![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Дети и лучики добра
Продолжу цикл заметок о техническом творчестве наших детишек.
Ну потому что я горжусь нашими детишками, рад за пытливость и инновационность их юных мозгов.
Вчера — довелось побеседовать с одной девочкой, сосредоточенной на проблеме подводных коммуникаций.
Она — не совсем уже школьница, но довольно молодая. И очень, очень креативная.
Вообще-то, мы, Корпорация, к которой я имею честь принадлежать, давно используем водоплавающие дроны, зачастую замаскированные под типичных представителей местной факуны. Мы называем их «рыботы».
Но есть одна проблема.
Вода — очень хреново проводит радиоволны (кроме самых-самых длинных, но там есть технические трудности с антеннами соответствующего размера, это даже для огромных подлодок трудно реализовать) — поэтому эти наши рыботы получаются в чём-то ограниченны.
То есть, у них имеется, конечно, развитый AI, они довольно умненькие, но всё-таки целиком доверяться «искусственному идиоту» - нам как-то стрёмно. Не нужны нам совершенно уж автономные «страж-рыбы».
Но в целом использовать их — очень заманчиво.
Для исследовательских задач, прежде всего.
Ну, практически любое мало-мальски серьёзное предприятие (или научное учреждение) — так или иначе связано с хоть какой-то водой, имеет какие-то стоки, по которым можно туда пробраться и немножко поисследовать.
Но вот если для воздушных дронов очень легко организовать такую связь, которая в принципе не может глушиться никакими шаманскими приблудами (что бы иное ни вещали «инфоцыгане» от оборонных ведомств), то под водой — это проблема.
Конечно, выручает проводная связь. Но всё-таки тянуть за рыботом кабель на сотни метров – не всегда уместно.
Конечно, под водой хорошо распространяется звук. Тот же шум винтов ещё во Вторую Мировую умели засекать за десятки миль. Но и тут — есть некоторые «засады».
Во-первых, гидроакустическая связь — всё-таки обладает слишком низкой «информационной плотностью», так скажем, чтобы передавать с нею картинки в высоком разрешении (а это желательно).
Во-вторых же, она очень уязвима для обнаружения и, соответственно, постановки помех.
Но вот эта девочка, о которой я рассказываю — решила поэкспериментировать с ультрафиолетом.
Который, конечно, тоже рассеивается и ослабляется в водной среде, но всё-таки — имеет довольно неплохую «пробивную способность». Даже лучше, чем свет видимого спектра.
Собственно, поэтому так легко обгореть на югах даже в пасмурный день.
Видимый солнечный свет – придерживается облаками, не говоря уж про инфракрас, для которого любая водянистая среда просто как стена, но ближний ультрафиолет — проходит через облачную водную суспензию довольно хорошо. И через собственно воду, особенно чистую – тоже неплохо (поэтому легко обгореть и купаясь в воде).
И вот эта девочка — заморочилась созданием этаких «гирляндных» систем передачи данных через «эшелоны» рыботов, ультрафиолетовыми пучками. Которые в чистой воде могут бить на десятки метров – и при этом их гораздо труднее обнаружить стороннему наблюдателю, нежели гидроаккустические сигналы.
Собственно, мы и раньше решали проблемы координации рыботов – вывешивая на поверхности радиобуй, замаскированный, скажем, под дохлого хвостокола.
Но сейчас — это становится гораздо удобней, когда от радиобуя можно раскидывать команды по рыботам не через провода или гидроаккустику, а ультрафиолетом.
Ещё же перспективное направление, тоже связанное с ультрафиолетом — орбитальные УФ-лазеры повышенной мощности.
Да, сейчас для многих это звучит как фантастика, но вот поэтому у нас этой темой занимаются ребята постарше, не совсем вчерашние школьники.
И — имеют некоторые успехи, достигнутые уж хрен его пойми за счёт каких физических принципов. Я, во всяком случае, будучи лириком, а не физиком, этого не понимаю — но просто видел.
Нет, конечно, лазер с орбиты, который бы сам собой был этаким «гиперболоидом инженера Гарина» - это слишком(!) фантастика.
Такой-то чудовищной энергии, чтобы всё крушила на земле тем тепловым лучом – сейчас создать и передать, видимо, невозможно.
Но тем не менее наш УФ-лазер каким-то образом умудрился всё же, наводясь очень точно, прожечь дырку в мишени, в баке с бензином, и воспламенить его.
Да, стенки оперативно-тактических или высотных зенитных ракет — обычно немножко толще, чем у бака с бензином.
Но — вот это уже что-то «в пределах возможного», в «досягаемости мыслимого».
Может, я неисправимый романтик, но это было бы интересно, это было бы перспективно и в высшей степени гуманненько — не убивая людей, выжигать с орбиты ракеты ценою в сотни тысяч и миллионы долларов каждая.
Выжигать — со стратосферного дрона, парящего километрах в двадцати над землею, который в свою очередь запитывается от геостационарных «солярных» полей на более высоких орбитах.
Пока — немножко умозрительно, но в принципе – уже видны пути к реализации.
Да, меня вчера в «Кошке» (Корпоративной Школе) спрашивали детишки, конечно, не имеем ли мы какого-нибудь отношения к потоплению крейсера «Москва» - но нет, здесь-то украинцы имеют полное право говорить, что это их «Нептуны» были.
Мы — старались его не топить. Наши рыботы — насаживают взрывчатку на валы винтов, и такие штуки мы уже проделывали с некоторыми российскими кораблями, мы старались избегать человеческих жертв, но, понятно, украинцы сейчас настроены гораздо менее благодушно.
И вот, думаю, многие российские вояки сейчас понимают, что им лучше бы самим лишиться мобильности до выдвижения в район боевых действий, «как-нибудь так», найдя внезапные проблемы у своей техники — чем выдвинуться и попасть в реальное инферно, которое им там устраивают украинцы, увы, очень ожесточившиеся (по понятным причинам).